История развития Волжского Автомобильного завода

1966
20 июля было принято Правительственное постановление о строительстве в небольшом приволжском городе Тольятти нового завода по производству малолитражных легковых автомобилей.

Виктор Николаевич Поляков – первый генеральный директор Волжского автомобильного завода с 1966 по 1975 год. Руководил строительством автозавода, монтажом оборудования и наладкой производства. На главном конвейере были собраны первые автомобили ВАЗ 2101.

1967
14 января экскаватор вынул первый ковш земли из котлована. Строительство автозавода было завершено в рекордно короткие сроки.
1968
На площадку КВЦ прибыла первая партия технологического оборудования – фрезерные станки от Горьковского машиностроительного завода, шлифовальные станки из Москвы, сверлильные станки – из Стерлитамака, прессы – из Таганрога. 31 июля начался монтаж оборудования в производственных корпусах.
1969
9 августа вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Волжский автостроитель». Газеты была создана с целью освещения строительства нового завода по производству автомобилей.

21 июня начался монтаж подвесного толкающего конвейера в главном корпусе. Собрано двадцать первых метров конвейера. В конце года Государственная комиссия подписала акт о приеме в постоянную эксплуатацию корпуса вспомогательных цехов.
1970
19 апреля с главного конвейера автозавода сошли первые шесть пилотных автомобилей ВАЗ 2101: два синих и четыре вишневых.

18 августа Волжский автозавод начал реализацию первых автомобилей ВАЗ 2101 через торговую сеть.

1971
16 июля с главного конвейера сошел 100-тысячный автомобиль «Жигули» светло-палевого цвета.



27 апреля с главного конвейера сошел опытный образец автомобиля ВАЗ 2102 «Универсал». Это пятидверный классический универсал первого семейства с задней дверью, открывавшейся вверх.

1972
1 сентября с третьей нитки главного конвейера в процессе отладки под нагрузкой сошли первые автомобили ВАЗ 2103.



13 декабря с главного конвейера завода в 22 часа 20 минут сошел 500-тысячный автомобиль «Жигули». Машина была окрашена в цвет «морская волна».

1973
21 декабря на главном конвейере ВАЗа собран миллионный автомобиль (модель ВАЗ 2103). Завод вышел на проектную мощность – 2700 автомобилей в сутки, каждые 22 секунды – автомобиль.

1974
Завод вышел на проектную мощность – 660 000 автомобилей в год. Каждые 22 секунды с главного конвейера завода сходит автомобиль. В сутки – 2230 «Жигулей».
1975
9 июля с главного конвейера завода сошел 2-миллионный автомобиль – машина ультрамаринового цвета (модель ВАЗ 21011).
1976
В феврале изготовлена первая партия автомобилей ВАЗ 2121 в количестве 50 штук.



21 февраля на третьей линии главного конвейера начался выпуск автомобиля ВАЗ 2106. Один из самых массовых и популярных отечественных автомобилей — всего произведено и собрано на разных заводах свыше 4,3 млн. Выпускался до 2005 года.



28 декабря на главном конвейере собран 3-миллионный автомобиль – модель ВАЗ 2106.
1977
5 апреля собран первый серийный автомобиль ВАЗ 2121 «Нива».

В сентябре Золотая медаль Лейпцигской Международной ярмарки (ГДР) присуждена автомобилю ВАЗ 2106.
1978
3 июня на Волжском автомобильном заводе собран 4-миллионный автомобиль – модель ВАЗ 2106.

1 ноября автомобиль ВАЗ 2121 «Нива» удостоен высшей награды – золотой медали Международной торгово-промышленной ярмарки в чехословацком городе Брно.
1979
28 декабря автомобиль ВАЗ 2121 «Нива» удостоен Государственного Знака качества.

26 октября на главном конвейере собран 5-миллионный автомобиль – модель ВАЗ 2101.

1980
Начало производства модели ВАЗ 2105 на главном конвейере завода. Модель стала родоначальницей второго поколения вазовской «классики» заднеприводных автомобилей. Самый длительно выпускавшийся автомобиль семейства «Жигули» (30 лет, до 2010 года).



7 апреля выпущен 100-тысячный автомобиль ВАЗ 2121 «Нива».
1981
Выпущенным 20 марта 6-миллионным автомобилем Волжского автозавода стала симпатичная «пятерка», символизирующая начавшееся кардинальное обновление модельного ряда.



30 марта Генеральному директору объединения «АвтоВАЗ» Анатолию Анатольевичу Житкову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

1982
11 марта состоялся старт производства серийного автомобиля ВАЗ 2107.



13 августа с главного конвейера ПО «АвтоВАЗ» сошел 7-миллионный автомобиль «Жигули» (модель ВАЗ 2107). А 16 сентября на «малом» конвейере в корпусе 062 СКП «АвтоВАЗа» собран 250-тысячный автомобиль ВАЗ 2121 «Нива».

1984
Состоялся старт производства универсала ВАЗ 2104. Модель заслуженно стала самым популярным отечественным малолитражным грузопассажирским автомобилем.

Запуск переднеприводных автомобилей семейства Lada Samara. Автомобили ВАЗ 2108 (кузов «хэтчбек») стали новым этапом развития конструкции вазовских автомобилей.



3 января собран 8-миллионный автомобиль – модель ВАЗ 2107.

27 декабря принят в эксплуатацию новый комплекс по производству переднеприводных автомобилей Lada Samara.
1985
24 мая на главном конвейере производственного объединения «АвтоВАЗ» собран 9-миллионный автомобиль – модель ВАЗ 2108.

1986
4 сентября принято правительственное решение о создании в ПО «АвтоВАЗ» отраслевого научно-технического центра по легковому автомобилестроению с мощной материально-технической базой для разработки новых моделей автомобилей и организации технологической подготовки их производства не только для ВАЗа, но и для отрасли.

9 октября на главном конвейере «АвтоВАЗ» собран 10-миллионный автомобиль (переднеприводная модель ВАЗ 2108).
1987
Старт производства переднеприводных автомобилей ВАЗ 2109. Таким образом завод реализовал потребность отечественных автолюбителей в комфортных «семейных» автомобилях.

1988
В ноябре собран первый автомобиль ВАЗ 111 «Ока» – первый микролитражный отечественный автомобиль (объем двигателя – 0,65 куб.см).

23 февраля собран 11-миллионный автомобиль. Юбиляр – модель ВАЗ 2109.
1989
6 июля собран 12-миллионный автомобиль (модель ВАЗ 2109 с правым расположением руля).

1990
В 1990 состоялся запуск производства ВАЗ 21099. Новый автомобиль с кузовом «седан» – последняя модель семейства Samara первого поколения.



В апреле создана Компания телерадиовещания и печати производственного объединения «АвтоВАЗ». Авторские программы, выпуски новостей, репортажи всегда отличаются высоким профессионализмом и творческим подходом.

12 ноября собран 13-миллионный автомобиль (модель ВАЗ 21099).
1991
В ноябре начато промышленное производство автомобиля ВАЗ 21219 «Нива» с двигателем 1,7 литра.
1992
20 апреля собран 14-миллионный автомобиль. Юбилейной стала модель ВАЗ 21099 в цвете «валюта».

В декабре в продаже появился новый полноприводный грузовой автомобиль «Бизон» с высоким уровнем проходимости.

1993
Собран 15-миллионный автомобиль семейства «Samara» (модель ВАЗ-21093).

Обновление логотипа – появилась традиционная ладья, окруженная эллипсом, который символизирует единство предприятий, входящих в группу «АВТОВАЗ» (включая дочерние компании). Уже не просто эмблема или товарный знак, а логотип с несколькими вариантами цветового решения, часть бренд-бука и философии марки.

1995
27 июня на третьей нитке главного конвейера началась сборка автомобилей ВАЗ 2110.



Запускается производство пятидверной длинообразной ВАЗ 2131.



1 августа был собран 16-миллионный автомобиль, которым стала модель ВАЗ-21093.
1996
На главном конвейере АО «АВТОВАЗ» началась сборка автомобиля ВАЗ 2111.
1997
В 1997 году в опытно-промышленном производстве дирекции по техническому развитию АО «АВТОВАЗ» началась мелкосерийная сборка седанов Samara 2115.



11 февраля на Волжском автозаводе прошла торжественная церемония схода с конвейера 17-миллионного автомобиля. Юбилейной машиной стал ВАЗ 2110.
1998
14 апреля в НТЦ состоялось открытие исследовательского комплекса большой аэродинамической трубы, аналогов которому не было в России и СНГ.

На российском рынке появляется новинка «десятого» семейства - вместительный универсал ВАЗ 2111.

Семиместный полноприводный минивэн, получивший название «Надежда» (ВАЗ 2120), стал первым минивэном в истории российского автомобилестроения. Специально для него была разработана полноприводная удлинённая платформа на базе автомобиля «Нива». Автомобиль выпускался с 1998 по 2006 год.



2 июля на главном конвейере АО «АВТОВАЗ» собран 18-миллионный автомобиль (модификация седанов «десятого» поколения ВАЗ 2111).
2000
На российском авторынке появляется новый представитель «десятого» семейства – элегантный пятидверный хэтчбек LADA 112 (ВАЗ 2112).



1 февраля на конвейере «АВТОВАЗа» собран 19-миллионный автомобиль (LADA-112 с 16-клапанным двигателем цвета «мираж»).
2001
На первой линии главного конвейера СКП началась массовая сборка еще одного автомобиля семейства «Samara 2», пятидверного хэтчбека ВАЗ 2114.

27 июня подписано генеральное соглашение между АО «АВТОВАЗ», General Motors Corporation и Европейским банком реконструкции и развития о создании автосборочного завода в Тольятти, мощностью до 75 тыс. автомобилей в год.

8 июня в АО «АВТОВАЗа» собран 20-миллионный автомобиль. Им стала LADA 2111 цвета «космос».
2002
2 октября на главном сборочном конвейере «АВТОВАЗ» был выпущен 21-миллионный автомобиль. Удостоиться высокой чести и войти в число юбилейных машин удалось модели 2114 семейства «Samara-2».

2004
18 ноября – особенный день в истории завода, положивший начало производству автомобилей принципиально нового семейства класса «B». Дан старт выпуска автомобилей LADA Kalina седан.



2 апреля с главного конвейера «АВТОВАЗ» сошёл 22-миллионный автомобиль: «десятка», Лада-21103, в комплектации «люкс» с 1,5-литровым 16 клапанным двигателем, сине-зеленого цвета, металлик с флоп-эффектом.
2005
31 августа с главного конвейера «АВТОВАЗ» сошел 23-миллионный автомобиль – LADA-110 серебристо-бежевого цвета («нефертити») в комплектации «люкс» с 16-клапанным двигателем объемом 1,6 литра.

2006
Начинается сборка LADA Kalina хэтчбек.



«АВТОВАЗ» приступил к товарному выпуску новой мелкосерийной модели – LADA 112 Coupe. Объем первой партии – 50 штук. В базовой комплектации эти автомобили оснащаются 1,6-литровым двигателем, гидроусилителем рулевого управления. Всего за 2006 год было произведено около 500 автомобилей данной модели.
2007
На «АВТОВАЗ» запускается производство нового перспективного семейства автомобилей, получившего, в отличие от предшествующего, собственное имя – Priora.



На «АВТОВАЗ» объявляется старт производства LADA Kalina Универсал (ВАЗ 1117).

6 февраля на ОАО «АВТОВАЗ» собран 24-миллионный автомобиль, им стала LADA Priora.
2008
ОАО «АВТОВАЗ» выбирает стратегического партнера. Из четырех претендентов предложение Renault оказалось самым конкурентоспособным в производственном и технологическом аспектах.



Начинается производство новой модели – LADA Priora хэтчбек.

Старт производства автомобиля с по-настоящему спортивным характером – LADA Kalina Sport.

11 июня с конвейера сошел 25-миллионный автомобиль, им стала LADA Kalina с кузовом универсал.
2009
Состоялся торжественный старт производства LADA Priora в кузове универсал.

2010
Владимир Владимирович Путин совершил поездку на LADA Kalina Sport по новой Федеральной трассе «Амур».



9 августа 2010 года с главного конвейера «АВТОВАЗ» сошел 26-миллионный автомобиль. «Юбиляром» стал седан LADA Kalina в комплектации «люкс» популярного цвета «белое облако».
2011
В ноябре на «АВТОВАЗ» состоялся запуск производства LADA Granta – нового автомобиля эконом-класса.

2012
4 апреля состоялась церемония открытия нового производства автомобилей на платформе Альянса и стартовала серийная сборка LADA Largus, многофункционального вместительного семейного автомобиля.

Впервые в истории отечественного автопрома начата сборка автомобилей с автоматической трансмиссией. Первой машиной с «автоматом» японской фирмы Jatco стала народная LADA Granta.



Произведен 27-миллионный автомобиль. Уже второй раз «юбиляром» стала LADA Priorа – флагман тольяттинского завода, машина, у которой наиболее богатая гамма комплектаций и типов кузова.
2013
В июне стартовало серийное производство нового поколения LADA Kalina. Первым автомобилем стал стильный хэтчбек в фирменном цвете «Магма».



ОАО «АВТОВАЗ» и дочернее предприятие «LADA-Sport» начали производство LADA Granta Sport – спортивной версии бестселлера. Новый автомобиль получил мощность в 120 л.с., фирменную подвеску, оригинальный обвес и «спортивный» интерьер.

Стартовал выпуск обновленной версии LADA Priora. «АВТОВАЗ» освежил внешность, повысил комфорт, надежность и безопасность хорошо известного российским потребителям автомобиля.



С конвейера сошла 2-х миллионная трехдверная LADA 4x4. Автомобиль-легенда, первый внедорожник с несущим кузовом.

2014
«АВТОВАЗ» обновляет продуктовую линейку, представив новое семейство городских кроссоверов: LADA Kalina Cross, LADA 4x4 Urban и LADA Largus Cross.

На Ижевском автомобильном заводе прошла официальная церемония старта производства LADA Granta лифтбек в пяти комплектациях. Уже на следующий день автомобили начали поступать в дилерские центры для продажи конечным потребителям.

Успешно проведены испытания автоматизированной трансмиссии AМТ 2182 на базе коробки передач 2180. Начато серийное производство LADA Priora АМТ, LADA Granta АМТ. В ноябре первые LADA Priora с АМТ поступили в продажу.



Объявлен старт производства LADA Kalina Sport второго поколения.

19 февраля с конвейера ОАО «АВТОВАЗ» в Тольятти сошел 28-миллионный автомобиль. Им стал универсал LADA Kalina второго поколения цвета «Одиссей» (серо-синий металлик), выполненный в максимальной комплектации.

2015
В ночь на 25 ноября в официальных дилерских центрах LADA в рамках мероприятия Vesta Night был объявлен старт продаж нового автомобиля LADA Vesta.

В конце октября Президент России Владимир Владимирович Путин лично протестировал LADA Vesta. Глава государства прибыл на ней к месту проведения итоговой пленарной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Красной Поляне.



15 декабря в Тольятти началось производство оригинального автомобиля LADA XRAY на платформе В0. Первым серийным XRAY стал автомобиль в максимальной комплектации «Top» специального цвета «Fresh», оснащенный двигателем Альянса Renault-Nissan объемом 1,6 литра (110 л.с.) и механической 5-ступенчатой коробкой передач.



Автомобиль LADA Largus Cross поступил в продажу: об этом объявил президент «АВТОВАЗ» в рамках фестиваля «Жигулевское море».

В апреле «АВТОВАЗ» презентовал новый логотип LADA. Первой серийной машиной с обновленной эмблемой стала LADA Vesta. В этом же месяце сотрудники завода и весь Тольятти отметили выпуск первого автомобиля – ВАЗ-2101, который сошел с конвейера 45 лет назад, 19 апреля 1970 года.



25 сентября на Ижевском автозаводе запускается производство принципиально новой модели на платформе В/С – LADA Vesta. Автомобиль призван стать флагманом нового фирменного стиля LADA.

2016
14 февраля в 124 автосалонах в 57 городах России стартовали продажи LADA XRAY.



На главном конвейере «АВТОВАЗ» стартовало производство пятидверной LADA 4х4 Urban.