ВАЗ 2121

ВАЗ 2121 «Нива» – внедорожник малого класса с постоянным полным приводом, который выпускается АвтоВАЗом с 5 апреля 1977 года. «Ниву» можно назвать самым успешным и именитым отечественным авто. Спустя всего 3 года после начала выпуска она вошла в тройку лучших внедорожников мира. Именно она стала первой советской машиной, поставляемой на экспорт и нашедшей поклонников в 110 странах мира.

Характеристики

Основные параметры
Колесная формула / ведущие колеса 4x4 / постоянный полный привод
Тип кузова / количество дверей SUV / 3
Компоновочная схема автомобиля полноприводная, расположение двигателя переднее продольное
Клиренс (дорожный просвет), мм 205
Объем топливного бака, л 42
Объем багажника, л 265
Габариты
Длина, мм 3740
Ширина, мм 1680
Высота, мм 1640
Подвеска и ходовая часть
Передняя подвеска независимая, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска зависимая, пружинная
Размерность шин 175/80 R16
Передние тормоза дисковые
Задние тормоза барабанные
Колесная база
Колесная база, мм 2200
Ширина передней колеи, мм 1440
Ширина задней колеи, мм 1420
Вес, грузоподъемность, допустимые нагрузки
Снаряженная масса, кг 1285
Максимальная грузоподъёмность, кг 325
Допустимая полная масса, кг 1610
Допустимый вес прицепа без тормозов, кг 300
Допустимый вес прицепа с тормозами, кг 600
Рулевое управление
Тип рулевого управления червячная передача

Все характеристики ВАЗ 2121 →

История создания

В 1970 г. завод в Тольятти посетил председатель Совмина СССР Алексей Косыгин, который поставил перед конструкторами задачу разработать автомобиль повышенной проходимости с комфортом массовых «легковушек».

После некоторых поисков было принято решение создать перспективную модель на базе «Жигулей», сохраняя «легковой» внешний вид автомобиля. В основном использовались элементы ВАЗ 2106, включая и оформление салона. В итоге в «Ниве» не оказалось ничего «внедорожного» — она выглядела, как обычная легковая машина.

Первый ходовой прототип ВАЗ-Э2121 – шасси с простейшим тентованным кузовом – был готов к 1972 г. Затем, благодаря стараниям дизайнера Валерия Семушкина, «Нива» получает знакомый миллионам людей облик. В 1974 появились уже предсерийные образцы. Они подверглись ряду испытаний, включавшим пробег по Уралу и пустыням Средней Азии. Обнаруженные в ходе автопробега недостатки конструкторы дорабатывают. Затем автомобиль успешно проходит «показательное выступление» на Дмитровском полигоне, после чего в 1975 г. издается приказ о постановке ВАЗ 2121 на конвейер. В 1977 г. первые «Нивы» поступают в продажу.

Конструкция

Внедорожник имеет несущий трёхдверный кузов типа универсал (позднее появилась пятидверная версия). Он оснащен постоянным полным приводом и механической коробкой передач. Обладает уникальными показателями проходимости за счет большого дорожного просвета – 220 мм, и сравнительно короткой колесной базы – 2,2 м.

На первые «Нивы» устанавливался карбюраторный четырехцилиндровый двигатель объемом 1580 куб.см и мощностью 73 л.с., созданный на основе двигателя ВАЗ 2106. Затем объем двигателя был увеличен до 1690 куб.см, а мощность до 80 л.с.

В конструкции широко использовались крупносерийные узлы от других автомобилей ВАЗ. От агрегатной базы «классического» семейства был унаследован и основной минус — низкий уровень пассивной безопасности.

Однако в модели было внедрено много новаторских решений: независимая передняя подвеска, закрытый цельнометаллический несущий кузов и др. За всю историю существования «Нивы» на базе первоначальной конструкции было создано такое количество модификаций, что она может смело претендовать на место в «Книге рекордов Гиннеса».

Мировой успех и спортивные достижения

Благодаря своим техническим характеристикам ВАЗ 2121 стала настоящей сенсацией в мировом автомобилестроении. В первый же год были экспортированы более 15 тысяч машин. Было налажено производство специальных экспортных версий: ВАЗ 21211 с 1,3-литровым мотором и праворульная ВАЗ 21212, пользовавшаяся спросом в Великобритании и поставлявшаяся в Японию. С конца 1990-х для продажи в зарубежные страны вышла небольшая серия ВАЗ 21215 с дизельным двигателем Peugeot; в 2003-2007 гг. завод адаптировал автомобиль под нормы Euro 3 и 4.

За время существования модели было продано около 500 тысяч экспортных «Нив» - в страны Латинской Америки, Африки, Среднего Востока, Европы, а также в Канаду и даже в Австралию.

«Нива» достигла значительных успехов в автоспорте, не раз становясь призёром престижных международных ралли – Париж-Дакар, Париж-Тунис, Париж-Пекин, «Ралли Фараонов» и т.д. Кроме того, ей принадлежат множество мировых рекордов, в числе которых – покорение Северного Полюса и мировой рекорд высоты.

«Нива» сегодня

Lada 4x4 (современное название модели) входит в десятку самых продаваемых авто в России. В 2013 году с конвейера сошла двухмиллионная модель внедорожника. «Ниву» до сих пор можно встретить на дорогах Европы. Сегодня АвтоВАЗ выпускает уже 3-го поколение машины – Лада Нива Легенд. Причем в силу устойчивого спроса завод не собирается отказываться от ее производства и разрабатывает «Ниву» 4-го поколения.