История
ВАЗ 21099

После налаживания производства двух хэтчбеков подряд — ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109, на заводе задумались о разработке новой полноразмерной модели, которая могла бы дополнить линейку «спутников»: ведь пристрастия советского народа были довольно консервативными, и кузова «восьмерки» и «девятки» пришлись по вкусу далеко не всем. Перед разработчиками стояла еще одна задача — унифицировать внешний вид с остальными машинами семейства Лада «Самара».

Модель 2110 (так сначала планировали назвать новую модель) была разработана буквально за год. И уже в 1983 году на совещании в министерстве автомобильной промышленности она была утверждена к производству. После этого главный дизайнер, которым был Владислав Пашко, немного доработал экстерьер — были удлинены крылья и капот, поставлена стандартная блокфара вместо круглых фар как у «шестерки», предлагавшихся в первоначальном макете, исчез «клюв», а на его месте появилась лаконичная решетка. Кстати, позднее эти нововведения были перенесены на все модели семейства — для максимального единообразия их внешнего вида.

В 1985 году, когда дело дошло до приемочных испытаний, было принято решение поменять индекс 2110 на 21099, что превращало новый автомобиль в модификацию «девятки». Такая хитрость позволила создателям пройти приемочные испытания по укороченной программе.

Правда, начало производства все равно было отложено в связи с задержкой поставок комплектующих от предприятий-партнеров. Первый ВАЗ 21099 сошел с конвейера 22 декабря 1991 года.

Основные характеристики

На ВАЗ 21099 устанавливался двигатель объемом 1,5 л и мощностью в 70 л.с., с карбюраторным впрыском или с инжектором. Модели с инжекторным двигателем были оснащены системой нейтрализации отработанных газов. Максимальная скорость автомобиля составляла 160 км/ч.

Задняя часть кузова была удлинена на 20 сантиметров по сравнению с предшественниками, что было гораздо удобнее и практичнее для перевозки грузов. Общий объем багажника составил 430 л.

Предусматривались три варианта комплектации в зависимости от уровня комфортабельности салона: «стандарт», «норма» и «люкс». Авто класса «люкс» оснащались несложным бортовым компьютером и электростеклоподъемниками, кресла в них были обиты бархатом, а задние сиденья получили собственные подголовники.

В модели ВАЗ 21099 впервые появилась новая, «высокая», приборная панель, которая отличалась более удобной комбинацией приборов и дополнительных датчиков. Она оказалась настолько практичной, что ее стали устанавливать на все модели семейства Лада «Самара».

Модификации

За годы производства «девяносто девятой» были выпущены различные ее модификации. Так, помимо полуторалитрового двигателя устанавливались моторы с рабочим объемом 1,3 л с карбюратором или инжектором — это была модификация 210993. На экспорт машины ВАЗ 21099 шли под названиями Lada Forma, Lada Sable, Lada Sagona, Lada Samara Saloon.

Был выпущен полноприводный вариант — Lada Victory, оснащенный форсированным двигателем 1,6 л. Полный привод обеспечивал автомобилю потрясающую проходимость, но из-за высокой стоимости эта модификация не стала пользоваться спросом, в связи с чем ее производство было свернуто.

Окончание производства

В 1997 г. в опытно-промышленное производство была запущена модель ВАЗ 2115 — рестайлинговая версия ВАЗ 21099, положившая начало семейству «Самара-2» (или «Евросамара»). В 2004 г. производство «девяносто девятой» на АвтоВАЗе было полностью заменено выпуском ВАЗ 2115. После этого сборка модели была налажена на заводе «ЗАЗ» в Украине, где она продолжалась еще несколько лет. В конце 2011 года производство ВАЗ 21099 было окончательно прекращено.